«Ничего не происходит, никто не приходит, никто не уходит, ужас!» – говорит Эстрагон, персонаж абсурдистской пьесы нобелевского лауреата Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо». Беккет не давал пояснений к своему произведению. Это за него сделали многочисленные исследователи, в частности, увидевшие в тексте немало библейских аллюзий. Кто или что есть Годо? Это либо сам бог, либо вечное предвкушение откровения. До конца пьесы Годо так и не появится. Томиться от неизвестности в условиях отсутствия сюжета придется привыкать и тем, кто следит за регулярным рейтингом «ТОП200 аптечных сетей России» от Vademecum. Цифр-то навалом, а вот подлинных откровений рынок подбрасывает мало.
ВАЛЫ ГОДО
С другой стороны, чего было ждать? Относительное затишье начала 2025-го было предопределено всем ворохом важных для истории рынка событий года предыдущего. Там была и гонка за первое место между «Риглой» и «Апрелем», и сериал про крах проекта «Монастырёв.рф», и чудесное спасение самого Александра Монастырёва (хочется считать, что ему несказанно свезло), и криминальная документалистика про сооснователя пермской сети «Аптека от склада», вечно разыскиваемого Андрея Годовалова (он тоже своего рода Годо). Куда уж больше! Нужно прийти в себя и переварить все произошедшее. Тем более что параметры ключевой ставки, установленной ЦБ РФ, в принципе не располагают к активизации деловой активности.
Несильно оторвала от созидания участников рынка и важная, казалось бы, новость о передаче по президентскому указу 100% акций АО «Нижфарм» во временное управление некого ООО «Фармирус». Бурление сообщества продолжалось не более трех дней. И затихло. А все потому, что неосязаемый Годо и тут не поспешил проявиться. Не то чтобы не было понятно, кого следует понимать под Годо в этом случае. Чтобы узнать, кого представляет «Фармирус», достаточно было глянуть, какие препараты дистрибьютор поставлял по разным контрактам, и почитать в открытых источниках о карьерном пути, который прошла его руководитель Анна Залогова.
Но сам Годо до сих пор не предпринял каких-либо движений, на базе коих можно было строить хотя бы домыслы о том, чего можно ждать дальше.
Сюжетный тупик усугубляет и то, что Оксана Позднякова, ушедшая с поста гендиректора «Нижфарма», быстро вернулась обратно, но уже на позицию с названием «генеральный менеджер», и вновь взяла в руки всю операционку компании. А Игорь Бахметьев, вице-президент «Нижфарма» по коммерции, поспешил разослать по аптечным сетям и дистрибьюторам письмо со словами, что у них все идет по плану. Ну раз так, то и ладно, можно дальше заниматься своими делами. Тем более что сейчас самый подходящий момент, чтобы ввиду невозможности коллективной утопии о прогнозируемом рынке сосредоточиться на осмыслении самих себя, сгруппироваться и поработать над эффективностью.
Примечательно, что ровно то же самое, то есть осмысление, было в повестке отрасли 10 лет назад. Заглянем в ТОП аптечных сетей по итогам кризисного 2014 года. Основных тем в поле общественной дискуссии тогда было две – налогообложение (в контексте недобросовестного поведения крупных сетей, «сидевших» на ЕНВД) и зарождение тренда к созданию сетями собственной логистики в пику дистрибьюторам, начавшим (нет, еще не требовать покрытия отгрузок банковскими гарантиями, к этому пришли чуть погодя) грубо резать отсрочки.
Сравнивать рынки 2014 и 2024 годов дело неблагодарное. Но примерно все те же темы остаются важными для сообщества и теперь. Влияние налоговой реформы, стартовавшей с января 2025 года, широко обсуждается, но оценивать, кого она унесет в небытие, пока рано. А вот запуск сетями своей логистики из повода для тоста в кулуарах отраслевых конференций определенно перерос во вполне осязаемые проекты.
Угрозы для устойчивости национальных дистрибьюторов эти начинания сейчас не представляют, да и сети кого-либо низвергнуть не стремятся. Скорее просто ищут через развитие логистики свои пути к большей независимости.
Скачать инфографику в формате PDF
ГОДО К ГОДУ
Однако набросок страшного, пусть и небезупречного сценария на тему крушения сформировавшейся модели рынка в результате всех этих движений нарисовать при желании можно. И мы (не без помощи видных представителей отрасли) решили для вас постараться.
Конкретно для запуска большой перестройки достаточно будет схлопывания одной или двух крупных и быстрорастущих сетей, чья обеспеченность банковскими гарантиями вдруг окажется далекой от декларируемой вовне. Цепная реакция не замедлит себя ждать, и «колосс» или «колоссы» потянут за собой своих не самых осмотрительных кредиторов. Оставшиеся же в рынке дистрибьюторы смогут поднять цены, дабы вернуться к доходности, с которой пришлось расстаться во время давнишних ценовых войн. Вот тут-то смысл в собственной логистике проявится не только у концентрированных субрегиональных сетей. Зачем им с учетом их возросшей рыночной силы платить дистрибьюторам лишние деньги, если можно и самим поиграть на их поле?
А дальше – больше: дистрибьюторы, теряя крупных клиентов, начнут утрачивать позиции или, если повезет, перестраиваться в логистов. Вслед за тем почву из-под ног потеряют и окормляемые ими мелкие сетки и легион одиночников.
Нереалистично? Возможно. Хотя давайте снова вернемся на 10 лет назад. Как много из столпов и абсолютных авторитетов образца 2015 года под давлением обстоятельств, нередко вполне фантастических, вынужденно и бесславно покинули отраслевую арену в течение последующих двух-трех лет? Перечисляем: группа «РОСТА» Давида Паникашвили (замыкавшая ТОП4 национальных дистрибьюторов и ТОП5 аптечных сетей того времени, разорилась в 2016-м), Иван Саганелидзе и Владимир Кинцурашвили (топы и демиурги «36,6» исчезли весной 2018 года и больше в рынок не вернулись), Самсон Согоян (его «Самсон-Фарма» была ТОП1 по показателю наивысшего среднего чека, но через два года собственник продал сеть, оказавшись на грани банкротства), владельцы челябинской сети «Классика» Олег и Лена Колесниковы (замыкали ТОП10 аптечных сетей в 2014 году, а в 2016-м буквально растворили активы в «Имплозии», оставив море долгов дистрибьюторам). Можно не продолжать?
Уверенность, что рынок с тех пор сильно ушел вперед и усложнился, обманчива. Люди-то тут объективно все такие же. Правда, есть надежда, что те, кто прежде вызывал опасения, тоже воспользовались ожиданием Годо, чтобы разобраться в себе.
Скачать рейтинг в формате PDF. Для увеличения таблицы нажмите на изображение.
НЕТ ПЛОХОЙ ПО ГОДО
Попробуем в связи с этим проанализировать поведение флагмана рыночных перемен последних пяти лет – сеть «Апрель». Еще в начале 2023 года мы обнаружили парадоксальную закономерность – число точек сети в опорных регионах упорно росло, но продажи при этом падали. Например, в январе 2023 года выручка сети в родном для нее Краснодарском крае упала на 6% к январю 2022 года – до 2,3 млрд, в то же время охват сети вырос на 50,4% – до 982 точек. В феврале 2023-го дела шли еще хуже: продажи сократились уже на 22,2% к февралю 2022 года – до 2,07 млрд рублей, а число аптек продолжило расти – на 48,9% год к году, до 999 объектов.
Такая статистика не свидетельствовала о том, что дела у «Апреля» идут хорошо, и давала поводы для мрачных прогнозов. Однако партнеры сети утверждают, что конец 2023-го и весь 2024 год ритейлер, хоть и поддерживал высокие темпы экспансии, но все же начал заботиться о качестве своей экономики. Так ли это?
По итогам прошлого года «Апрель» входит в ТОП10 по показателю выручки в 66 регионах страны, из них в 17-ти компания – абсолютный лидер, а в 32-х входит в тройку.
ТОП3 регионов, формирующих основную выручку «Апреля», остается прежним: Кубань принесла сети в прошлом году 36,3 млрд рублей, Ростовская область – 13,1 млрд рублей, Ставропольский край – 11,2 млрд рублей. Но характер развития сети в этих регионах год к году заметно скорректировался.
Так, за 2023 год выручка «Апреля» в Краснодарском крае упала на 3,2 млрд, притом что охват сети вырос на 187 точек. А вот в 2024 году там же продажи выросли аж на 7 млрд рублей, в то время как новых точек открылось всего 94. На Ставрополье и в Ростовской области аналогичная динамика – выручка демонстрировала убедительную динамику, а вот новых точек стало открываться заметно меньше.
Выжидательную тактику сеть выбрала еще для двух регионов – в Самарской области «Апрель» год к году прирос только на 12 точек, а в Татарстане и вовсе сократил охват. Правда, всего на одну аптеку. Отыгрывается «Апрель» за вынужденное сбавление темпов органического роста в своих коренных регионах за счет агрессивного выхода в Сибирь: в Кемеровской области плюс 103 аптеки за год, в Новосибирской – плюс 101, в Алтайском крае – плюс 60. Это тоже много, но уже не так пугает потерей управляемости, как два года назад.
Но в заключение вернемся к другим участникам ТОП200. Тут новость, пожалуй, одна: в рейтинг вошел новый заметный участник. Причем это не пополнение за счет замены выбывших игроков сетями-кандидатами, а прорыв сразу на 43-ю строчку с выручкой почти 3,6 млрд рублей. Знакомьтесь: сеть «Аптека Народная» из ДНР. Просим любить и жаловать.
