25 Июня, 14:28

Средства, попадающие в цель

Партнерский материал
17 Мая 2019, 10:23
1032
Как рационально расходовать бюджеты, выделяемые для фармакотерапии онкогематологических заболеваний
Федеральная программа высокозатратных нозологий гарантирует лекарственное обеспечение пациентам со злокачественными новообразованиями кроветворной и лимфоидной тканей в пределах утвержденного перечня лекарственных препаратов. Но ресурсы программы небезграничны: многие инновационные препараты, способные значительно улучшить прогноз и качество жизни онкогематологических пациентов, не попадают в федеральный перечень 12 ВЗН. Как в субъекте РФ обеспечить современным лечением наибольшее число нуждающихся в терапии пациентов?

Современные методы лечения пациентов с онкогематологическими заболеваниями являются одной из наиболее инновационных отраслей научно-практических открытий в области медицины и фармацевтики и одновременно одной из наиболее затратных статей для бюджетов государств во всем мире.

При поддержке Правительства РФ, Минздрава РФ и других ведомств ежегодно в России регистрируются и включаются в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) 10–20 новых наименований российского и зарубежного производства.

Государственная программа высокозатратных нозологий (ВЗН) ежегодно предоставляет возможность получить препараты для лечения злокачественных заболеваний крови бесплатно около 10 тысяч пациентов. Но ответственность за продолжение лечения в случае прогрессирования заболевания или необходимости применения не включенных в программу комбинированных методов лечения законом «Об охране здоровья граждан» возложена на органы исполнительной власти в области здравоохранения и главных специалистов в области онкогематологии субъектов РФ.

При этом практика использования фармакоэкономического анализа, позволяющего сопоставить стоимость терапии и ее эффективность, с целью выбора медицинской технологии в России уже достаточно широко распространена.

В последнее время в условиях многообразия оцениваемых клинических показателей эффективности терапии различной распространенности отдельных тяжелых заболеваний, а также высокой стоимости их лечения особую актуальность при принятии решений в области здравоохранения приобретает подход с использованием многокритериального анализа (МКА) как классического метода объективной комплексной оценки и выбора лучшей альтернативы для применения.

В условиях ограниченного финансирования на уровне субъектов РФ метод МКА может стать инструментом, позволяющим ранжировать, то есть определять приоритетный для закупок ассортимент онкогематологических препаратов, не включенных в федеральную программу, с учетом регионального уровня распространенности заболеваний, отмечают авторы пилотной комплексной системы оценки препаратов для терапии онкогематологических заболеваний (подробнее – в публикации «Многокритериальный анализ ассортимента инновационных препаратов в онкогематологии как инструмент для поддержки принятия решений в области лекарственного обеспечения», Недогода С.В., Саласюк А.С., Барыкина И.Н., Смирнова В.О., Попова Е.А., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, Волгоград, «Качественная клиническая практика» №2 2018).

Методология МКА, в отличие от фармакоэкономического анализа, позволяет принимать решение исходя из более чем двух критериев, в том числе качественных, переводя их в числовые значения (баллы). В результате становится возможным сравнить разнородные альтернативы на основе целого комплекса качественных и количественных критериев оценки, сопоставляя итоговую сумму баллов.

Под альтернативами в МКА подразумевают рассматриваемые варианты решений, например, различные схемы лечения заболевания, а под критериями – параметры, которые учитываются при принятии решения. Так, при выборе лечения конкретного пациента врач обычно учитывает такие критерии, как эффективность и безопасность метода лечения, стоимость курса, время до достижения эффекта, удобство для пациента и другие. Каждый критерий измеряется с помощью соответствующей шкалы, которая может быть количественной (стоимость лечения) и качественной (степень безопасности). Критерии, релевантные решаемой задаче, должны быть в одинаковой степени применимы ко всем вариантам решений (альтернативам).

МКА уже используется в практике систем здравоохранения целого ряда стран: в Венгрии с 2010 года этот метод применяют для оценки включения в государственное финансирование новых медицинских технологий, в итальянской Ломбардии с 2008 года используют для включения или исключения технологий здравоохранения из медицинских перечней, Китай применяет МКА для оценки победителей в тендерах, проводимых провинциями страны, Египет – для определения победителей в тендерах на поставку вакцин, Таиланд – для принятия решений о включении лекарственных средств в перечни государственного финансирования для лечения ВИЧ/СПИДа.

Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ЦЭККМП) Минздрава РФ в 2016 году разработал методические рекомендации по проведению МКА в условиях отечественной системы лекарственного обеспечения. По мнению российских организаторов здравоохранения, такой подход может применяться при принятии решений по пересмотру перечней лекарственных препаратов, выявлению приоритетных заболеваний для финансирования, а также для обеспечения объективности при формировании ассортимента закупаемых препаратов.

Для сравнения авторы «пилота» взяли препараты, поданные на включение в перечень дорогостоящих лекарственных препаратов в 2017 году и закупаемые по настоящий момент за счет средств региональных бюджетов.

Организаторы системы здравоохранения составили перечень из 16 критериев: восемь, характеризующих само заболевание и его последствия для пациента и системы здравоохранения, и столько же, характеризующих методы его лечения.

Вес каждого из критериев оценен по 10-балльной шкале.

Принципы ранжирования критериев, использованные в анализе

Абсолютные значения критериев были распределены в интервале от 0 до 1 методом построения функций шкал (1 – наибольший приоритет, 0 – наименьший).

Значения для характеристик лечения присваивались с позиции организаторов здравоохранения и государства – бoльший приоритет получали технологии, которые позволяют достичь больше добавленных лет жизни для большего числа пациентов по сравнению с опциями терапии, доступными в действующей федеральной программе лекобеспечения ВЗН, при этом учитывались и параметры стоимости – чем выше стоимость, тем ниже балл.

Для значения критерия «Влияние лечения на продолжительность жизни» в блоке «Характеристика лечения» авторами публикации выбран показатель медианы общей выживаемости в месяцах или (для технологий, по которым медиана еще не достигнута) использовались последние имеющиеся данные клинических исследований.

Значение критерия «Влияние лечения на качество жизни» принято равным процентному изменению показателя шкалы общего состояния здоровья и уровня качества жизни, оцененных посредством опросника EORTC QLQ-C30 (опросник качества жизни Европейской организации по изучению и лечению онкологических заболеваний) и данных РКИ.

В качестве критерия «Доказательства клинической эффективности лечения» использовался общий ответ на терапию онкогематологическими препаратами, определяемый как стабилизация или улучшение гематологических показателей после начала терапии. При этом для расчета использовали показатель добавочной клинической эффективности терапии.

Стоимость терапии препаратами, включенными на момент анализа в перечень ЖНВЛП, определена по данным Государственного реестра предельных отпускных цен с учетом НДС. Стоимость препаратов, не входящих на момент анализа в перечень ЖНВЛП, оценивалась по данным цен электронных аукционов, проведенных в РФ в 2017 году и предоставленных IQVIA (IMS Russia) «Аудит государственных и муниципальных закупок лекарственных средств в РФ. Контракты».

На основании этих данных и соответствующих инструкций по медицинскому применению авторы рассчитали прямые медицинские затраты на фармакотерапию пациентов исследуемыми препаратами в течение одного года. В случае если препараты по показанию назначаются только в составе комбинации, затраты на терапию включали стоимость всей схемы полностью (подробнее о материалах и методах – в вышеназванной публикации).

Далее авторами ранжировались препараты и заболевания в соответствии с оценкой критериев по шкалам и весам.

Среди всех онкогематологических заболеваний наиболее приоритетными признаны четыре, как имеющие наибольший балл по критерию тяжести заболевания: острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ), хронический лимфолейкоз (ХЛЛ), мантийноклеточная лимфома (МКЛ) и множественная миелома (ММ).

Среди препаратов наибольший балл получили руксолитиниб, бозутиниб, ибрутиниб и нилотиниб.

В заключение для каждого препарата провели суммирование общего балла по характеристикам заболевания и общего балла по характеристикам терапии.

Ранжирование анализируемых лекарственных средств по результатам МКА

Таким образом, по результатам МКА в совокупности критериев приоритетным препаратом при принятии решений о закупке или включении в перечни программ льготного лекарственного обеспечения стал ибрутиниб (терапия пациентов с ХЛЛ). Следом по приоритетности идут обинутузумаб (терапия ХЛЛ) и руксолитиниб (терапия миелофиброза).

«Внедрение и последовательное применение конкретных методик МКА позволит оперативно осуществлять динамический пересмотр перечней лекарственных препаратов для программ лекарственного обеспечения или принимать аргументированные решения по закупке препаратов, способствуя тем самым рациональному использованию лимитированных бюджетных средств», – резюмируют авторы пилотного проекта.

При наличии эпидемиологических данных (показателей распространенности и смертности от каждого включенного в МКА заболевания), а также данных о структуре лекарственного обеспечения региона анализ может быть адаптирован для любого субъекта. В условиях ограниченного регионального бюджета программ льготного лекарственного обеспечения МКА может служить объективным инструментом оценки и приоритизации расходования государственных средств системы здравоохранения органами исполнительной власти в области здравоохранения и главными специалистами в области онкогематологии на региональном уровне.



		
Поделиться в соц.сетях
Росздравнадзор проверил аппарат, из-за неисправности которого погибла пациентка
Сегодня, 11:54
Трамп обязал больницы раскрывать данные о ценах на медуслуги
Сегодня, 8:41
К созданию федерального регистра доноров костного мозга предложили подключить НКО
24 Июня 2019, 21:28
Правительство РФ поддержит концессию на создание в Бурятии центра ядерной медицины субсидией в 400 млн рублей
24 Июня 2019, 18:34
Яндекс.Метрика