Госдума приняла в первом чтении законопроект, предлагающий ужесточить санкции за воспрепятствование проведению надзорных мероприятий. В случае окончательного утверждения вносимых в КоАП РФ поправок под действие новеллы подпадут клиники, аптеки, производители лекарств и медизделий, а также другие операторы индустрии здравоохранения, где проверки проводятся согласно индикаторам риска нарушения обязательных требований.
Документ может увеличить актуальные суммы штрафов за действие или бездействие юрлиц, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки, с 20–50 тысяч до 250–500 тысяч рублей. Повторное нарушение повлечет за собой штраф в 500 тысяч – 1 млн рублей. Разработчики законопроекта указали, что сейчас в ряде случаев подконтрольным предприятиям может быть выгоднее препятствовать проведению проверок, поскольку административный штраф за уклонение от аудита оказывается ниже, чем грозящие за выявленные нарушения санкции.
Как будет выглядеть документ и штрафная сетка в окончательной редакции, пока непонятно: Правительство РФ, например, в отзыве на законопроект указало на необходимость «дополнительного обоснования предлагаемых размеров административных штрафов».
Vademecum попросил профильных экспертов охарактеризовать распространенность в отрасли практики уклонения от проверок и оценить возможные последствия принятия документа.
Светлана Воскобойник, заместитель исполнительного директора РААС по правовым вопросам:
– Ответственность за воспрепятствование проведению проверок появилась еще в 2011 году. Действительно, размер штрафов с того момента не изменился. Однако хотелось бы напомнить, что регламент Госдумы предписывает инициаторам правовых новелл излагать концепцию законопроекта и мотивированное обоснование, а методические рекомендации 2021 года советуют приводить фактические данные или судебную практику в качестве основы своих предложений. На мой взгляд, предложенному законопроекту не хватает обоснованности для увеличения штрафов в 10 раз и выборки по видам деятельности, поскольку, например, в здравоохранении нет «негативной практики уклонения от проверок», как, например, в сфере предоставления ЖКУ, приведенной в пояснительной записке к документу.
Действующее законодательство сегодня не содержит четкого перечня мероприятий, которые будут расценены как воспрепятствование проведению проверок, поэтому в перспективе следует ожидать не столько злоупотреблений, сколько отсутствия единообразия в практике применения.
Стоит помнить и о риск-ориентированном подходе, который проходит обкатку уже не первый год. Ежегодные отчеты Росздравнадзора показывают, что контролирующий орган четко градирует сферу здравоохранения, улавливая опасные моменты и вводя новые индикаторы риска. Мораторий на плановые проверки, безусловно, снял некоторое напряжение в отрасли. Но от внеплановых проверок мед- и фарморганизации в полной мере освобождены не были.
Бо́льшая часть обязательных требований для таких организаций укладывается в лицензионные. Лишиться лицензии – перестать осуществлять выбранный вид деятельности. Грубое нарушение лицензионных требований, согласно КоАП РФ, влечет наложение штрафа от 100 тысяч до 200 тысяч рублей для юрлиц или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Денежное взыскание за превышение оптовых и розничных надбавок на ЖНВЛП взимается с организаций в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. За обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных препаратов, медизделий и БАД юрлицам грозит штраф от 1 млн до 5 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Однако стоит учитывать, что штраф может быть назначен даже за одну пачку препарата, подпадающего под нарушение.
Вячеслав Тимченко, председатель Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, один из разработчиков законопроекта:
– Количество и периодичность проводимых проверок снижается и определяется отнесением объектов контроля к соответствующей категории риска. Плановые и внеплановые надзорные мероприятия проводятся в исключительных случаях и в наиболее значимых для общества сферах после согласования с органами прокуратуры. В связи с этим общественная значимость каждой проверки существенно возрастает, а воспрепятствование ее проведению влечет значительно более серьезные последствия, чем это было ранее.
В настоящее время в некоторых случаях контролируемым лицам выгоднее помешать проведению контрольных мероприятий. Административный штраф за воспрепятствование проведению проверки составляет для должностных лиц от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. В то же время несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10–30 тысяч рублей, на юридических лиц – 100–250 тысяч рублей.
Таким образом, целью вносимых законопроектом изменений является усиление профилактического характера штрафов и предупреждение совершения новых административных правонарушений, что будет способствовать более ответственному подходу организаций и их сотрудников к осуществлению своей деятельности, исполнению требований действующего законодательства и снижению количества нарушений.
Павел Мамаев, генеральный директор томского производителя витаминов и БАД «Сапплемент групп»:
– В этой инициативе я не вижу ничего фатального для индустрии биодобавок. За январь у нас было две проверки от контролирующих органов. Первую провело Управление Роспотребнадзора по Курской области из-за выявления нарушения по маркировке биодобавок. Мы приняли специалистов Роспотребнадзора, показали соответствующую документацию, провели инспекторов по производственным цехам. В итоге мы прошли проверку, а нам выдали предписание устранить несоответствия. Вторая проверка пришлась на наше строящееся производственное предприятие, ее провело областное управление Стройнадзора, которое систематически инспектирует объект, но и с этим регулятором у нас проблем не возникает.
Мы не сразу стали большими и не сразу осознали необходимость инвестировать деньги в соблюдение требований законодательства. У совсем же маленьких, начинающих игроков на рынке действительно могут возникать нарушения, такие производители могут из-за отсутствия опыта проявлять, скажем так, недобросовестное отношение к выпускаемой продукции. На опыте своих старых «скелетов в шкафу» мы принимали меры: сделали производственный учет, наладили систему прослеживаемости – все необходимое для того, чтобы честно пройти все процедуры внешнего аудита. Теперь же мы относимся к проверкам как к возможности выявить и устранить незначительные недочеты в наших производственных процессах.
Соответственно, к таким изменениям в нормативном поле я отношусь позитивно: добросовестным производителям стесняться нечего, а недобросовестным – корректировки могут придать импульс к улучшению, повышению производственных требований, поддержанию чистоты и порядка, приведению в соответствие разрешительной документации.
Олег Мирошник, директор омской аптечной сети «Биомедсервис»:
– Законопроект для нас не актуальный. Аптеки – очень законопослушные и дисциплинированные организации. Они привыкли к проверкам различного рода и никогда не препятствуют их проведению. На аптеки возложено очень много законодательных обязательств, и при желании любая проверка может найти те или иные нарушения. Поэтому на практике аптеки не обостряют отношения с контролирующими органами и выражают готовность к сотрудничеству и исправлению допущенных нарушений.
Фактов избегания проверок в своей практике мы не знаем. Слышали, что в Краснодарском крае и Ростовской области такое бывает в аптеках, нарушающих порядок обращения препаратов, подлежащих предметно-количественному учету.
На мой взгляд, такая инициатива избыточна в отношении аптек так же, как активно освещавшийся в СМИ закон о запрете продажи в аптеках просроченных препаратов – такого не существует уже несколько лет после введения маркировки.