22 Января, 12:03

Продлевать будете

Ольга Гончарова
17 Декабря 2013, 11:31
3564
На внедрение ЕГИСЗ в 2014 году денег и сил может не хватить
Минздрав произвел приблизительный расчет: региональные власти способны потратить в следующем году на сопровождение и развитие информационных сервисов здравоохранения 1,5 млрд рублей – в шесть раз мень­ше, чем они выделяли на их установку, проведение каналов связи и покупку компьютеров для медучреждений. По факту о развитии сервисов пока речи не идет, признаются чиновники в регионах, – денег хватит в лучшем случае на то, чтобы поддержать уже внедренные медицинские информационные системы в рабочем состоянии.

В этом году в большинстве субъектов РФ завершилась базовая информатизация здравоохранения. Про­ект, реализация которого стартовала два года назад, предусматривал оснащение медицинских учреждений компьютерами, каналами связи, точками доступа в ин­тернет и, наконец, внедре­ние основных прикладных сервисов – электронной медицинской карты и электронной регистратуры. Об­щее финансирование этого этапа в регионах составило 29,4 млрд рублей, пришед­ших из двух источников: около 70% средств обеспечи­ли субсидии Федерального ФОМС, остальное, или око­ло 9 млрд рублей, докладыва­ли региональные бюджеты.

Со следующего года стро­ительство Единой государ­ственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) вступает во второй этап, во время которого планируется синхронизировать региональные сервисы с федеральными, развивать медицинские информационные системы (МИС), обеспечив их новым функционалом, например, личным электронным каби­нетом пациента, доступным как врачу, так и самому пациенту. Согласно концепции создания ЕГИСЗ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития №364 от 28 апреля 2011 года, вто­рой этап информатизации продлится до 2020 года.

В этот период, как плани­рует федеральный центр, регионам будет предостав­лена «большая автономия» в финансировании и приня­тии решений по внедрению ЕГИСЗ. «С учетом того, что в стране идет жесткое сокращение всех бюджетов, надежда на то, что на проект из ФФОМС будет направле­но значительное финансиро­вание, соразмерное базовой информатизации, невелика. Основную часть средств сейчас должны обеспечить региональные бюджеты», – говорит источник, близкий к правительственной комис­сии по внедрению инфор­мационных технологий в деятельность госорганов. Большинство регионов уже заложили информатизацию здравоохранения в бюджет следующего года.

По словам представителя Департамента информаци­онных технологий и связи Минздрава РФ, совокупные затраты на информатиза­цию здравоохранения субъ­ектов РФ в следующем году составят около 1,5 млрд руб­лей. Такая цифра сложи­лась из заявленных по этой статье расходов в планах, которые региональные департаменты и министер­ства направили в Минздрав в ноябре‑декабре.

Да и эти скромные (в срав­нении с первым траншем) средства распределяются по регионам неравномерно. Самое масштабное финан­сирование, в совокупно­сти более 300 млн рублей, выделяют на сопровождение и развитие своих фрагментов ЕГИСЗ Москва и Санкт‑Пе­тербург. Самарская область потратит на информа­тизацию 50 млн рублей, Астраханская область – 3 млн рублей, а Смолен­ская область – не более 1 млн рублей.

«Около 10 регионов еще не прислали нам четких планов с указанием лимитов по финансированию инфор­матизации здравоохранения в следующем году, – говорит собеседник VM в Минздра­ве. – Кроме того, не везде региональные бюджеты прошли окончательное утверждение. Сейчас мы уточняем и сводим воеди­но их планы по расходам, а затем будем работать над решением проблем тех реги­онов, где не хватает локаль­ного финансирования».

Судя по заявкам с мест, помогать придется многим. Заместитель директора по информатизации ГБУЗ Астраханской области «Медицинский информаци­онно‑аналитический центр» Анатолий Гущин считает, что 3 млн рублей, которые областной бюджет выде­лил на информатизацию в следующем году, не хватит даже на поддержание вне­дренных сервисов в рабочем состоянии. «Мы запра­шивали около 60–100 млн ежегодно – тот оптимум, который был необходим нам на построение системы безопасности, сопровожде­ние и развитие информа­тизации и сервисов, в том числе ведение серверного хозяйства, оплату электро­энергии, зарплату техниче­ским специалистам, закупку оборудования. Но в итоге бюджет был значительно сокращен», – сокрушается астраханский чиновник. По его мнению, прежде чем развивать существу­ющие МИС, необходимо решить целый ряд задач: достроить локальные сети, обучить персонал, перевести в систему функциональную диагностику, дооснастить медучреждения компьюте­рами и сервисами. Напри­мер, сейчас из 5 тысяч рабо­чих мест врачей в основных ЛПУ к МИС подключено не более 3 тысяч. «Чтобы система функционировала, сервисами должны быть оснащены все специали­сты. А сейчас получается так: пациент приходит к терапевту, врач заносит его данные в электронную карту, а затем направляет к урологу, который не под­ключен к информационной системе и вынужден писать рекомендации пациенту на бумаге. Целостность конструкции нарушена», – объясняет Анатолий Гущин. По его оценкам, затраты на оснащение одного рабо­чего места врача составляют около 20 тысяч рублей. Со­ответственно, только чтобы охватить информационной системой всех специали­стов в Астраханской обла­сти, нужно еще не менее 40 млн рублей.

При этом некоторые меди­цинские учреждения регио­на, в том числе Харабалин­ская ЦРБ им. Г.В. Храповой, Городская поликлиника №8 им. Н.И. Пирогова, Клини­ческий родильный дом, с на­чала декабря уже объявили конкурсы на «сопровождение и поддержание в актуальном состоянии» регионального сегмента ЕГИСЗ на общую сумму около 30 млн рублей. «Это деньги территориального ФОМС, выделяемые за работу этих учреждений. Поскольку еще нет федерального бюджета на информати­зацию, пока мы переложили затраты по этому направле­нию на плечи самих лечеб­ных учреждений», – призна­ется Гущин.

Представитель Смоленского областного медицинского информационно‑аналити­ческого центра Яков Эйдель­штейн говорит, что порядок финансирования меропри­ятий по информатизации ЛПУ региона в 2014 году ил­люстрируется формулиров­кой «сотни тысяч рублей». «В этом году у нас прошел юбилей города, кото­рый «съел» значительную часть бюджета. Поэтому ждем сейчас федеральных денег», – признается он. До­бавляя, что электронная ме­дицинская карта в регионе еще не работает: «Минздрав утвердил форму для этого сервиса только месяц назад, и до этого времени мы не проводили работы по его интеграции».

Впрочем, средств на раз­витие ЕГИСЗ недостает и многим «благополучным» регионам. Руководитель управления информацион­ных технологий Минздрава Самарской области Сер­гей Васильев признается, что 50 млн рублей, ко­торые область выделила на ЕГИСЗ, хватит только на сопровождение системы. «Это тот минимум, который обеспечит дальнейшую ра­боту электронной медицин­ской карты и других базовых сервисов. Но на дальнейшее развитие – расширение охвата сервисов, разра­ботку дополнительного функционала, в том числе личного кабинета пациен­та – нужно примерно вдвое больше. Например, показа­тель оснащенности врачей компьютерами по всей об­ласти составляет 4,6 специ­алиста на один компьютер, тогда как адекватным при­знается соотношение 2:1. На увеличение этого показа­теля финансирования пока нет», – отрезает Васильев.

«Размер будущих затрат во многом зависит от того, как в регионе был реализован базовый этап информа­тизации. Например, если в субъекте была полномас­штабно внедрена МИС, затраты на ее сопровождение и развитие вряд ли превысят 40% от стоимости перво­начальных работ. Но если в регионе вместо полноценно­го регионального сегмента ЕГИСЗ функционируют лишь его отдельные блоки, конечно, ему необходимо намного больше средств», – рассуждает пресс‑секретарь компании «СВАН» Игнат Еловиков. Представители многих региональных ми­нистерств и департаментов здравоохранения спорят с этой формулой, утверждая, что затрат на поддержание и развитие сервисов ЕГИСЗ им нужно не меньше, чем на их внедрение. По оценкам представителя Департамента здравоохранения Воронежской области, на второй этап ЕГИСЗ в его регионе в долгосрочной перспективе необходим объем средств, сопостави­мый с затратами на базовую информатизацию, или около 365 млн рублей. Правда, пока точные цифры еще не названы – бюджет обла­сти окончательно не утвер­жден. С коллегой согласен Анатолий Гущин из Астраха­ни: по его данным, в 2011– 2013 годах на информатиза­цию было потрачено около 180 млн из средств ФФОМС и регионального бюджета, на полноценное развитие внедренной системы необхо­дима неменьшая сумма.

Представители Минздра­ва РФ говорят, что размер федерального финансиро­вания на информатизацию здравоохранения в следую­щем году будет утвержден до конца декабря – это планировалось сделать после принятия закона о федеральном бюджете, который Президент РФ В. Путин подписал 3 дека­бря. Поэтому пока неяс­но, сколько средств будет направлено на информати­зацию как региональных, так и федеральных сервисов. Остается открытым вопрос и о возможности распре­деления денег на разви­тие федеральных систем между так называемыми едиными исполнителями: НИИ «Восход», компанией «Ростелеком» и ГК «Ростех». Источник, близкий к Мин­комсвязи, говорит, что такой вариант рассматривается, но соответствующего по­ручения Правительству РФ от Президента пока нет, и вероятность того, что, например, НИИ «Восход» будет одним из участников «большой тройки» ЕГИСЗ, «составляет 50 на 50». «При этом компания планирует работать в том числе в сфере информатизации здраво­охранения», – поясняет собеседник VM.

В конце ноября в НИИ «Восход» на позицию генерального директора пришел Армен Кочаров, ранее работавший в IBS и «Ай‑Теко». Примечатель­но, что его предшествен­ник Алексей Сивидов стал вице‑президентом «Росте­лекома» и будет отвечать в том числе за внедрение облачных сервисов в сфере медицины. В НИИ «Восход» не комментируют суть и мо­тивы кадровых решений, да и о возможном участии НИИ в глобальных проектах информатизации здраво­охранения не говорят.

В «Ростелекоме» на момент подписания номера в печать тоже не ответили на запрос VM. По словам представите­лей «Ростеха», мероприятия, которые госкорпорация бу­дет реализовывать в рамках информатизации здраво­охранения на федеральном уровне, находятся пока «на стадии обсуждения», известно лишь, что в работе по информатизации будут задействованы «дочки» ГК – «Росэлектроника», «Регион­ком», «РТ‑Информ» и другие предприятия, «обладающие компетенциями в области информационных систем».

егисз, ффомс
Поделиться в соц.сетях
Амурская ОДКБ проиграла первый иск по делу о заражении детей гепатитом С
Сегодня, 11:48
Novartis готовит к выводу на российский рынок CAR-T препарат Kymriah
21 Января 2020, 22:20
Росздравнадзор и ФМБА выведены из подчинения Минздрава РФ
21 Января 2020, 22:08
Татьяна Голикова и Денис Мантуров сохранили в новом правительстве прежние позиции
21 Января 2020, 22:02
В Иркутской области на здравоохранение не хватает около 5 млрд рублей
20 Января 2020, 8:57
Стадченко: ряд регионов в 2019 году некорректно спланировали межтерриториальные расчеты
17 Января 2020, 18:50
«Пока мы финансируем процесс». Евгений Шляхто – о ключевых проблемах системы здравоохранения
16 Января 2020, 23:31
Страховщиков лишат дохода от неиспользованных средств ОМС
Депутаты Госдумы РФ во втором чтении приняли проект поправок к 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», предполагающий отмену для страховых медицинских организаций (СМО) возможности получения 10% от средств, которые не были потрачены на лечение застрахованных. Ранее в Правительстве РФ отмечали, что размер экономии целевых средств на зависит от результатов деятельности страховщика.
14 Января 2020, 17:02
Удмуртия потратит 539 млн рублей на оснащение медучреждений и ФАП компьютерной техникой
13 Января 2020, 14:35
Группа Merlion вложилась в сервис маршрутизации пациентов «Здоров Я»
9 Января 2020, 16:14
Мединдустрия
Феодальные волны: что такое межтерриториальные расчеты в системе ОМС
6414
МГФОМС отказался платить по счетам за медпомощь пациентам из других регионов
8 Января 2020, 14:45
Правительство утвердило выплаты врачам за онконастороженность
31 Декабря 2019, 13:42
Региональные власти проконтролируют использование средств нормированного страхового запаса ОМС
Минздрав РФ опубликовал проект обновленного Порядка использования средств нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда ОМС для софинансирования расходов медорганизаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала. В 2020 году на это дополнительно планируется выделить 18,3 млрд рублей.
30 Декабря 2019, 16:50
Мединдустрия
Все, видящие онко: Что принес онкослужбе первый год реализации профильного федерального проекта
2919
Обновлен порядок расчета НМЦК при закупках лекарств
Опубликован приказ Минздрава РФ №56926, описывающий правила расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при проведении аукционов на закупку лекарств. Прежний порядок существенно не пересмотрен. Начальная цена аукционов по-прежнему будет устанавливаться как минимальная из рассчитанных по четырем методикам.
25 Декабря 2019, 17:07
В единый каталог включат 12 тысяч позиций взаимозаменяемых лекарств к 2022 году
Минздрав РФ 24 декабря презентовал открытый единый структурный справочник – каталог лекарственных препаратов (ЕСКЛП), содержащий информацию о зарегистрированных лекарствах для участников системы госзаказа. До этого он был доступен только заказчикам и исполнителям госконтрактов.
24 Декабря 2019, 16:30
В 2020 году увеличатся коэффициенты дифференциации для сельских медучреждений
18 Декабря 2019, 18:52
Стоимость лечения онкогематологических заболеваний в разных регионах отличается в 30 раз
Комитет Госдумы по охране здоровья и Комитет Совета Федерации по социальной политике 11 декабря провели с представителями Минздрава РФ и медицинского сообщества круглый стол на тему «Борьба с онкологическими заболеваниями. На рубеже первого года реализации федерального проекта». Среди прочего собравшиеся отметили значительную разницу в затратах на лекарственную терапию онкогематологических заболеваний в различных регионах, а также заявили о необходимости включения в онкопрограмму мероприятий, направленных на снижение смертности от злокачественных новообразований лимфоидной и кроветворной тканей.
12 Декабря 2019, 17:17
Минздрав РФ распределил среди частных клиник ВМП, не погруженную в ОМС
11 Декабря 2019, 22:53
Правительство РФ проведет эксперимент по маркировке коронарных стентов и подгузников
Правительство РФ с 1 февраля 2020 года начнет эксперимент по маркировке двух видов медизделий – коронарных стентов и подгузников. Обязанность по маркировке будет возложена на ООО «Оператор-ЦРПТ», систему мониторинга инкорпорируют в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Производители, импортеры и дистрибьюторы будут участвовать в эксперименте на добровольной основе.
5 Декабря 2019, 13:43
Федеральный бюджет поддержит строительство детского онкоцентра в Татарстане
Министр здравоохранения Республики Татарстан Марат Садыков сообщил о планах построить Центр детской онкологии, гематологии и хирургии до 2021 года. Доля федерального финансирования строительства составит 52%, регионального – 48%.
4 Декабря 2019, 15:53
Яндекс.Метрика