Минцифры РФ разработало проект федерального закона, расширяющего функционал «Почты России». Документ, в частности, позволяет почтовым отделениям продавать безрецептурные лекарства в малонаселенных и труднодоступных территориях без получения лицензии. В случае принятия законопроекта перечень офисов «Почты России», обладающих правом осуществлять фармдеятельность, утвердит Правительство РФ. Vademecum попросил представителей частных и государственных аптечных сетей, экспертов профильных организаций оценить целесообразность инициативы и изложить свое видение решения вопроса.
Анатолий Патюков, руководитель департамента информационной политики АО «Губернские аптеки»:
– Считывается некое лукавство в самом посыле о том, что отделения «Почты России» будут обеспечивать лекарственными средствами жителей труднодоступных и малонаселенных территорий. Государственные фармации, обеспечивающие жителей таких поселений лекарствами через фельдшерско-акушерские пункты или свои структурные подразделения, подтвердят, что рентабельность здесь либо близка к нулевой, либо отрицательная. А у «Почты России», судя по той информации, которая была озвучена в декабре 2024 года в Совфеде, финансово-экономические показатели весьма тревожные. Этому хозяйствующему субъекту нужны проекты, которые помогли бы улучшить ситуацию.
В действительности речь идет о наделении «Почты России» эксклюзивными преимуществами монопольного свойства – правом безлицензионной торговли безрецептурными препаратами во всех ее структурах по всем регионам страны. Можно ли назвать это конкуренцией для государственных и частных аптечных сетей, которые «зарегулированы» законами и многочисленными подзаконными актами, которые лицензируют каждое свое структурное подразделение, обязаны подбирать кадры исключительно с фармобразованием, соблюдать все нормы и правила надлежащей аптечной практики и так далее? Чтобы никого не обидеть, можно сказать, что это философский вопрос. Но есть и другой ответ – это все что угодно, только не конкуренция.
Уже несколько лет подряд в Госдуме РФ идет дискуссия о законодательном закреплении права на работу в регионах передвижных аптечных пунктов, которые занимались бы реализацией лекарств жителям отдаленных и малонаселенных территорий. Инициаторами тематического законопроекта выступили в том числе «Губернские аптеки» и депутаты Заксобрания Красноярского края. Передвижные аптечные пункты могут быть организованы как в структуре государственных, так и частных аптечных сетей. Социальную значимость этого документа трудно переоценить, однако он не принят до сих пор.
Александр Опарин, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС):
– Мы всегда приветствуем инициативы, которые могут позволить сделать такую важную категорию товаров, как лекарства, доступнее. Более того, мы всегда открыты к сотрудничеству с регуляторами в этом вопросе. В то же время РААС последовательно отстаивает солидарную позицию предприятий фармритейла – государственных и коммерческих сетей, – заключающуюся в том, что в законах, непосредственно оберегающих здоровье граждан, не может делаться исключений и послаблений для отдельных операторов. В таких случаях неминуемо возникает множество дополнительных «льгот».
Теперь мы интересуемся: а какие требования будут выдвигаться к почтовым отделениям с полномочиями по реализации лекарства? Как будет обстоять дело с соблюдением температурных режимов, с переквалифицированием почтовых работников в фармацевтов? И как будет разрешено содержащееся в законопроекте Минцифры правовое противоречие с нормами действующего ФЗ-315 «О защите конкуренции», которые запрещают органам власти устанавливать дискриминационные положения, создающие неравные условия для хозяйствующих субъектов? Ответов на эти важнейшие вопросы нам предлагают подождать до принятия законопроекта, но именно с этих деталей все и должно начинаться.
Мне кажется, что задумка, которая, помимо заботы о жителях отдаленных территорий, предполагает еще и создание нового для «Почты России» источника доходов, может привести к обратным последствиям. При отсутствии бескомпромиссного контроля за оборотом лекарственных средств специализированная фармпродукция, реализующаяся в обход лицензионных требований, может навредить пациентам и понизить качество их жизни.
Представитель Минцифры России, разработчика законопроекта:
– Совместно с отраслью мы подготовили инициативы, направленные на обеспечение устойчивого развития «Почты России». Сейчас тематический документ находится на общественном обсуждении, в него могут быть внесены изменения, поэтому говорить о финальной версии пока рано.
Одно из предложений касается реализации лекарств через отделения почты. Отметим, что в нем речь идет только о продаже безрецептурных лекарств с долгим сроком хранения, не требующих специфических условий. Это обеспечит доступ граждан, особенно в отдаленных регионах, к необходимым товарам. Зачастую в таких местах отсутствуют аптеки и ФАПы, но есть почтовые отделения. Нововведение носит исключительно социальный характер и направлено на улучшение качества жизни людей.
Александр Миронов, гендиректор аптечной сети «Аптека Фарма»:
– Конечно же, я резко против этой инициативы, потому что это предложение не отвечает принципу равноправия игроков рынка. Продавать лекарства там, где нет ФАПов, будет максимально невыгодно. Есть же кейсы, как «Почта России» торговала продуктами, – все эти направления были убыточными. Скорее всего, будь эта идея реализована, в итоге почтовые отделения начнут продавать лекарства там, где есть аптеки, забирать часть рынка у тех, кто соблюдает все нормативы и правила. Однако малонаселенные пункты ничего положительного не получат – у них будет продаваться одна «просрочка».
Уже сейчас «Почта России» продает БАДы, нарушая установленные регламенты. Нашу аптечную сеть, например, Роспотребнадзор контролирует очень жестко – проверяет, чтобы БАДы не были расположены рядом с медизделиями, на свету или с неправильным уровнем влажности. А у «Почты России» БАДы могут лежать вместе с маргарином, безо всякого соблюдения температурных режимов хранения. Налицо огромный пул нарушений. С лекарствами будет то же самое, только последствия для населения будут еще хуже. Потому что препараты, хоть и безрецептурные, оказывают более серьезное влияние на организм, чем БАДы.
Предложение Минцифры – скорее всего, какие-то «игры» топ-менеджмента, попытки увеличить прибыль «Почты России». Но эффекта, которого они ожидают, не будет. Решение есть – мобильные автолавки, и для меня непонятно, почему его не реализуют. Речь идет о лицензированных фургонах, соблюдающих все предписанные правила хранения, которые приезжают раз в неделю и привозят лекарства. Наша аптечная сеть была бы готова поучаствовать в таком проекте, например, в Рязанской области.
Павел Ястребов, гендиректор аптечной сети «Нижегородская областная фармация»:
– Полагаю, что Минздраву уже давно стоило бы разработать новое законодательство в сфере лекарственного обеспечения граждан РФ, в том числе для отдаленных и малонаселенных пунктов. Весь мир идет по принципу повышения квалификации фармацевтического рынка к максимальной интеграции в систему здравоохранения. И только мы идем по пути большей либерализации. На табак, алкоголь, оружие требования только ужесточаются, а на лекарства – наоборот. Не должен маркетинг или представитель рынка определять лечебный процесс и участвовать в формировании ключевых показателей здравоохранения.
В законодательных нормах необходимо прописать всех участников, задействованных в обеспечении пациентов лекарствами, порядок закупок и доставки препаратов до потребителей. ФАПы, аптечные пункты, муниципальные или государственные, частные аптеки и даже пункты выдачи «Почты России» могут стать элементами такой системы. Главное – правильно рассчитать потребность населения и оценить стоимость такого решения. Однако важно обеспечить равные условия для всех участников в вопросе соответствия лицензионным требованиям.
Такой системой должен управлять исключительно Минздрав, учитывая уже внедренные решения по электронному рецепту, персонифицированному учету, мониторингу движения лекарств.
Елена Неволина, исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья и Союза «Национальная фармацевтическая палата»:
– В отдаленных территориях, где нет ни аптек, ни ФАПов, отделения «Почты России» в ряде случаев работают по два-три дня в неделю. Поэтому я сомневаюсь, что инициатива повысит доступность лекарств в таких районах. Тем более ничего не изменится в ситуациях, когда речь идет о срочной потребности в каком-либо препарате. Возможно, стоит рассматривать отделения «Почты России» как пункты выдачи заказов лекарств, а не как самостоятельную единицу, которая занимается их продажей, так как в первом случае не предполагается длительное хранение препаратов, тем более что многие из них допустимо держать при комнатной температуре, то есть до +25°С.
Ситуацию с доступностью лекарств могла бы улучшить передвижная торговля, но и здесь остается вопрос рентабельности этого бизнеса. В некоторых регионах дороги измеряются не километрами, а часами. Соответственно, необходимо учитывать проходимость проезжей части. Еще один момент: как будет составляться список препаратов, которые смогут развозить передвижные аптеки, – по МНН или по ТН? Если по ТН, значит, будут созданы неравные условия для производителей, если по МНН – потребуется, чтобы в передвижной аптеке присутствовал человек, который безупречно разбирается в номенклатуре.
В обоих озвученных мною вариантах все упирается, с одной стороны, в вопрос контроля, а с другой – в возможность получения консультации специалиста. Если, например, сотруднику «Почты России» будет доступна опция связи с фармацевтическим работником, то это уже частично решит проблему и повысит жизнеспособность инициативы Минцифры.