«Мудрость стариков – это великое заблуждение. Мы не становимся мудрее. Мы становимся осторожнее», – говорит пожилой граф Греффи молодому лейтенанту Генри, главному герою великого романа Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!». Лейтенант парирует: «Быть может, это и есть мудрость». «Это очень непривлекательная мудрость», – заключает пожилой граф. Если приглядеться, как раз осторожность стала одним из важнейших девизов, которым руководствуются лидеры коммерческого фармацевтического рынка, по многим признакам входящего в пору поздней зрелости. Осторожностью, кажется, определяется не только бездействие, но и, наоборот, разнообразные активности, предпринимаемые участниками ТОП200 аптечных сетей от Vademecum. Но во всем этом движении сейчас все труднее увидеть былых энтузиастов – покорителей «голубого океана», а легче – людей, стремящихся просто удержать статус-кво.
СКАМЬЯ – НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
Утром 29 августа бывший соучредитель некогда крепкого регионального дистрибьютора ООО «Годовалов» и одной из топовых сетей «Аптека от склада» Николай Михайлович Шаврин приехал в Симоновский районный суд Москвы. Там ему предстояло сыграть новую для себя роль – участника процесса по делу об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ). С Шавриным были два адвоката. Те изредка обменивались с подзащитным короткими фразами. Очевидно, главное между ними было давно сказано.
Главный судебный процесс российского фармрынка стартовал максимально неорганизованно. То, что рисовалось многим в воображении как эпос, прошло скомканно, буднично, безэмоционально и вяло. Как плохая планерка. На заседание пришел только один свидетель, а вернее, свидетельница. Да и та призналась Vademecum, что прежде никогда не видела Шаврина и работа в принадлежавшей ему структуре была лишь кратким и давним эпизодом в ее карьере. Рассказать то же самое суду ей так и не довелось. В первый день защита Шаврина (слушания начались со значительным опозданием) успела лишь заявить ходатайство, суть которого сводилась к тому, что Шаврин был просто совладельцем ООО «Годовалов», а его причастность к управлению дистрибьютором, которому инкриминировалось уклонение от уплаты налогов на сумму более 418 млн рублей в 2017–2019 годах, следствие доказать не смогло.
Читай, корень всех бед стоит поискать где-то еще. Например, у Андрея Годовалова, бывшего друга и многолетнего партнера Шаврина. Годовалов объявлен в международный розыск и, предположительно, может находиться на своей заимке в Италии или даже в Турции (тут мнения разнятся). Во всяком случае, от сторис в Telegram, которые тот вольнодумно публиковал в разгар крушения его бизнеса, веяло чем-то южным, теплым и морским.
Ходатайство адвокатов Шаврина не приняли, но уже 12 сентября вдруг стало ясно, что уголовное дело прекращено за истечением срока давности. Так что Николай Михайлович смог выдохнуть, по крайней мере на время: в разработке у следствия сейчас другие налоговые эпизоды с куда более свежими датами.
Признаемся, что на процесс Vademecum ходил не только с целью фиксации события в новостной ленте, но и с тем, чтобы просто выразить Николаю Михайловичу сочувствие. А больше (за исключением его родных и близких) это сделать, наверное, сейчас некому. Сам Шаврин сдержанно сетует лишь на предвзятый тон многочисленных публикаций с упоминанием его фамилии. Но будем честны: злословит и отраслевое сообщество. Все забыли, как еще 5–10 лет назад восхищались передовой системой управления, налаженной в компаниях Годовалова и Шаврина. А переиграть это уже нельзя, поскольку цена расположения чересчур высока. Как минимум эквивалентна сумме долга разорившихся структур двух экс-партнеров – около 12,5 млрд рублей. И где их теперь взять?
В частных беседах кредиторы винят Шаврина и Годовалова во многих вещах, но чаще пеняют именно на их неосторожность, не соответствующую возрасту и пробегу по индустрии.
Скачать инфографику в формате PDF. Для увеличения инфографики нажмите на изображение.
ОСТОРОЖНЫМ ДВЕРИ ОТКРЫВАЮТСЯ
К слову, именно неосторожность погубила пусть не судьбу, но карьеру и репутацию стратега, визионера и амбассадора Mind Fullness и Agile Александра Монастырёва, основателя дальневосточной сети «Монастырёв.рф».
Как известно, предприниматель год назад окончательно погорел на необдуманной региональной экспансии, проявил ригидность и наделал не совместимых с логикой бизнеса долгов перед поставщиками и Сбером. Трудно представить (у нас не так хорошо развит пророческий дар), что бы случилось дальше с самим Монастырёвым, если бы в последний момент его компанию не купила пермская «Планета здоровья».
Но даже более счастливый исход (будь он возможен), не остановил бы поток комментариев из серии «куда он полез». А все потому, что осмотрительность, сдержанность и аккуратность теперь превратились в главные добродетели. А удаль, напор, поиск нестандартных подходов или игра на грани, еще недавно завораживавшие и вызывавшие почтение и (нередко) страх, оказались не в моде и не в чести. Наверняка это и есть мудрость. Но привлекательная ли?
Новой добродетели, кажется, присягнула даже сеть «Апрель», заслужившая славу главного возмутителя спокойствия и опасного бунтаря. Два года назад мы наблюдали явные перекосы в ее развитии на стратегических рынках. Число точек росло, а общая выручка на фоне этого роста стремительно сокращалась. Так было в наиболее емких для сети Краснодарском и Ставропольском краях и Ростовской области. Сейчас мы видим принципиально иную картину: аптек запускается меньше, а обороты неплохо растут. Например, в Ростовской области у «Апреля» на 1 июля 2025 года было 599 аптек против 526 на эту же дату 2024 года, при этом за шесть месяцев этого года выручка в регионе выросла до 8,2 млрд рублей против 5,9 млрд за тот же период в прошлом году. В Краснодарском крае динамика еще более выраженная. Сеть приросла на 97 объектов за тот же срок, а вот выручка подскочила аж на 4,8 млрд рублей. В шести регионах, включая Москву и Подмосковье, у «Апреля» и вовсе наметился откат в экспансии – точки закрываются, но выручка, напротив, подрастает. Всех старых вопросов к развитию «Апреля» это, конечно, не снимает, однако и новых пока не подбрасывает.
НА ЭТОМ ЗАРЫБЛЯЕМСЯ
Вообще же в течение девяти месяцев 2025 года заметно бередить информационное поле себе позволяла только «Ригла». Номинально сеть продолжает беспрецедентную скупку региональных активов, проглатывая крупные куски – самарскую «Алию Фарм», приморскую «25.рф», калининградскую «Новую аптеку». И явно на этом не остановится. Но эта экспансия у консерваторов никаких вопросов не вызывает, поскольку «Ригла» действует в соответствии с их логикой – обороняет свое первое место в рейтинге от «Апреля» и укрепляет общепротековскую вертикаль. По-хорошему, менеджменту «Протека» даже не нужно комментировать свои шаги. Все в целом понятно. На выходе это будет все тот же «Протек», только куда более суверенный и без рисковых клиентов вроде тех же Шаврина и Годовалова. Впрочем, разговоров о развитии на базе «Протека» некой новаторской экосистемы в сфере здравоохранения (об этом пять лет назад помышлял собственник холдинга Вадим Якунин), сейчас не слышно. Может, это и к лучшему. Особенно если оглядываться на не вполне состоявшуюся концепцию экосистемы Сбера, из которой минувшим летом как раз выпрыгнула «Еаптека» (официально об этом объявили только в сентябре).
Жить и развиваться вне новаторской экосистемы тоже можно. И, кстати, именно «Еаптека», надеемся, сможет нам это продемонстрировать, тем более что ее перспективу теперь будет определять не менее пассионарный игрок – «РВБ», объединенная компания Wildberries и Russ. Сделку, о которой практически кричат все билборды Russ, пока официально никто не комментирует. Но это (снова) не требуется. Достаточно знать, что перестановки в топ-менеджменте «Еаптеки» по инициативе «РВБ» уже начались.
Потенциал интеграции оценить пока сложно. С одной стороны, можно только приветствовать стремление «РВБ» получить «вид на жительство» в фармотрасли при помощи действующего игрока. Это дает надежду на то, что универсальный маркетплейс нацелен органично вливаться в новую для себя индустрию, а не идти напролом, как какая-нибудь «Почта России».
С другой – интеграция «Еаптеки» полной «прописки» в фармритейле для «РВБ» пока не обеспечивает. Проект развивался как бы мимо рынка и не имеет с ним прочных связей: своей дистрибуции, в отличие от Apteka.ru, «Здравсити» и Polza.ru, у «Еаптеки» нет; партнерская сеть втрое меньше, чем у вышеперечисленных; число собственных «каменных» аптек сокращается и, скорее, соответствует уровню региональной, а не федеральной сети; прибыли проект не видел. Но при всем этом почему-то хочется видеть в этих рисках и новые возможности (нам кажется, что они есть), а следовательно, важную попытку оживить статичный отраслевой пейзаж. Вдруг этот пример откроет дорогу в аптечную розницу для новых инвесторов, в том числе для безбедных (такие еще есть) отечественных фармпроизводителей.

В заключение позволим себе немного цитат из малоизвестного видеоинтервью общеизвестного Александра Монастырёва (1,3 тысячи просмотров на YouTube) под заголовком «Я абсолютно ясно вижу будущее» за 2018 год. Там всего 23 минуты. Смотреть не обязательно – про будущее там ничего толком нет. Но одна фраза лишенного сана визионера нас зацепила: «Если представить поток, то он – как река. Мы все в этом потоке. И есть те, кто работают над собой и становятся рыбками. И есть те, кто не работают над собой и остаются в нижнем слое».
Мудрость не мудрость, но что-то такое. Главное – не думать, что, помимо рыбок, есть еще и рыбаки.






























